детский сад № 14 г. Сердобска, группа «Рябинка»
Влияние гаджетов
Жизнь современного человека уже непредставляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдаяза жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама ипапа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они, действительно,интересны. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребёнканеоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградитьсвоих детей от современных веяний. Гаджет(англ. gadget, приспособление, прибор, штуковина) — устройство, выполняющееограниченный круг задач (специализированное), отличающееся малыми размерами,подключаемое по стандартизированному интерфейсу к более сложным устройствам(ru.wikipedia.org). Группу широко распространенных гаджетов представляютмобильные телефоны и их производные (смартфоны и коммуникаторы). Без них мы непредставляем себе нашу современную жизнь. Дети, подражая взрослым, тянуться кновым технологиям, с удовольствием и интересом их осваивают. «Удетей, которые с раннего возраста чрезмерно увлеклись компьютерными играми,выявлен новый вид заболевания – синдромвидеоигровой эпилепсии. Кроме физических недомоганий, описанных выше, утаких детей отмечено развитие негативных черт характера: подозрительность,мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, вспыльчивость. Обограничениях пребывания детей за компьютером или перед экраном телевизора частоговорят психологи. По их мнению, мультфильмы и компьютерные игры в том виде и втом объеме, в которых они сейчас преподносятся, способны не только подавитьинтерес к контактам с другими детьми, но также привести к замедлению развитияребенка на определенном этапе. «Детское увлечение компьютерами можетотражаться и на взрослой жизни того, кому родители много времени разрешалисидеть за «компом» – поделилась наблюдениями детский психолог Ольга Воронина. –У таких людей могут появиться проблемы поведенческого характера. Их могутпреследовать фобии, они будут неконтактны и неспособны решать жизненныепроблемы в реальной жизни, а не в виртуальной». По мнению психолога Юлии Донец«если ребенок в пять лет готов звонить бабушке и для него это важно, то в этомслучае можно купить ему телефон. Но если вы собираетесь покупать мобильный иликомпьютер шестилетнему ребенку для того, чтобы он на нем играл, то лучше пустьон это пока делает на родительском телефоне или ноутбуке. Компьютер можноприобретать тогда, когда он будет ребенку необходим для работы в школе. Приэтом родителям следует отдавать себе отчет, что контролировать его собственныйгаджет уже не стоит. Контролируя гаджет,вы контролируете и жизнь ребенка, а контроль не является хорошей техникойвоспитания. Важно ребенка самого научить контролировать свое пользованиегаджетом до того, как вы ему его купите. А затем просто обращать его вниманиена взаимодействия с техникой, конечно, не забывая о личном примере. Психолог считает, что ни в коем случае нельзяконтролировать ребенка с помощью гаджетов. Психолог Селиверстова Н. А.утверждает, что компьютерные игры важныдля ребенка также как и любые другие, но разрешать играть на компьютере следуетне раньше 3-4 лет. Но далеко не все компьютерные игры подходят для детей:«Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом исклонностями ребёнка, - советует психолог, - одним детям лучше подходятспокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические. Игры-стратегии достаточно сложны, но именноони развивают в ребёнке усидчивость и способность к планированию своихдействий, а также тренируют многофакторное мышление. Логические игры развивают навыки логическогомышления. Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции,Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем сразвлекательным, кратко девиз данных игр можно выразить следующими словами:«Убей их всех! ». Этот тип игр, которые развивают только моторные функции ипочти не развивают познавательные, при этом они сомнительны в плане развитиямышления и тем более нравственного воспитания». Помнению психолога, если ребенок переигрывает, то «становится замкнутым,торопится сделать все побыстрее только для того, чтобы пойти играть, становитсяраздражительным, плохо ест, спит, устает». Родителям следует «договариватьсязаранее о времени, строго соблюдать договоренность, не идти на поводу уребенка, не быть занятым в товремя, когда была договоренность перестать играть,показывать своим примером, что в мире есть еще много интересного. Плюсы использования гаджетов
· Способ временнозанять ребёнка в «полевых» условиях. Дети достаточно тяжело переносятдлительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки,книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот сгаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон илипланшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скраситьребёнку томительные минуты и часы. · Развитиепознавательных процессов и получение новых знаний. Некоторые компьютерные игрыи приложения, действительно, способствуют развитию внимания, памяти,логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуютпознавательные мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания обокружающем мире. Подвох в том, что качественных развивающих игр и мультфильмовне так уж много, большинство только заявляют о развивающем эффекте. Минусыиспользования гаджетов
· Если ребенокчасто сидит в интернете или играет в компьютерные игры, то, это чреватоухудшением зрения. Возникает синдром «сухого глаза» Это связано с тем, чтоиз-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает.Дети очень увлечены игрой или просмотром мультфильма, и они забывают о такомпростом действии. В результате слезная пленка высыхает и источается. Появляетсяощущение сухости или «песка» в глазах, с которым дети борются своеобразно -начинают тереть их грязными руками, что, в свою очередь, может привести кразличного рода заболеваниям. · Еще один минуспостоянного общения ребенка с современными технологиями - малоподвижный образжизни. Дети, которые постоянно играют в планшетный компьютер или ноутбук,практически не двигаются, да и сидят со своими любимыми гаджетами, зачастую,сутулясь. Все это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой. · «Однобокость»развивающего эффекта . Раз уж мы заговорили о том, что гаджеты способствуютразвитию ребёнка, стоит сказать и об обратной стороне медали. Для ребёнкараннего возраста, у которого образное мышление ещё только формируется,развивающий эффект от мультиков и передач стремится к нулю. Когда ребёнокактивно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы всеканалы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, емунедостаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить ручкамиграни и рёбра кубика, округлость мяча. В итоге развивающее видео даёт однобокийэффект: формально ребёнок что-то запоминает, но фактически не осваиваетинформацию глубоко и качественно. · Многим детямстало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживатьпредыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл.Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. Поэтому импросто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки. · Снижениетворческой активности. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанноетворчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизниребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует,находит самые неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает еготворчества, ведь там он может действовать только в рамках опций,предусмотренных производителем программы. 3 · Вытеснениеинтересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство. Это оченьсерьёзное последствие, и возникает оно только при злоупотреблении гаджетами.Ребёнок буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены навиртуальном мире. В этом случае можно говорить о зависимости от гаджетов.Редко, но может наблюдаться и психическое расстройство, если ребенок часто играетв игры где много крови и ужасов. · Наконец,интерактивные развлечения нередко приводят к головным болям, посколькустатичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этогосдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом кровик головному мозгу. Отсюда и головные боли, которые проходят только послехорошей физической разминки или активной прогулки на свежем воздухе. · В последниегоды и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития :дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна ипримитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группедетского сада. Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевыхштампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом,непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, ноотвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён нетолько слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами.Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в егоконкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное, в егообщение со взрослыми. · В последнеевремя педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей неспособность ксамоуглублению , к концентрации на каком-либо занятии, отсутствиезаинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни«дефицит концентрации». Этот вид заболевания особенно ярко проявляется вобучении и характеризуется гиперреактивностью, ситуативностью поведения,повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях,быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений,однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, неанализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняястимуляция, которую они привыкли получать с экрана. · Но, пожалуй,самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты – повышениедетской жестокости и агрессивности . Конечно, мальчишки дрались всегда, но впоследнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений на школьномдворе, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле,т.е. побеждённым. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. Внаше время победитель с удовольствием бьёт лежачего ногами, потеряв всякоечувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются всё реже.Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стираетсяощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта всобственных действиях и не предвидят их последствий. · И наконец,детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости , когда ребенок всесвободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотрумультиков, отказываясь от других развлечений. Распознать ее можно по следующимпризнакам: - Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет вигрушки, не стремиться к общению со сверстниками. - Отношения с родителямиотходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он так жепредпочитает проводить время с планшетом или компьютером. - Попытки ограничитьвремя за играми вызывает бурный протест и истерику. - Нормальноеинтеллектуальное и личностное развитие при таком раскладе невозможно, ведь ономожет происходить только в реальных отношениях и в реальном мире. Чтобыне допустить зависимости от гаджетов и снизить их негативное влияние, важноиспользовать их с умом. Детский дошкольный возраст – период наиболееинтенсивного становления внутреннего мира, построения своей личности. Изменитьили наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно.Возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) - период зарождения иформирования наиболее общих фундаментальных способностей человека. Термин«фундаментальных» здесь употреблён в самом прямом смысле - это то, на чём будетстроиться и держаться всё здание личности человека. Итак, сказанное выше отнюдь не означаетпризыва исключить компьютер, планшет из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможнои бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизньребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность. Просмотрмультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родителидолжны помочь детям осмыслить происходящие на экране события и сопереживатьгероям фильма. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнокосвоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное –когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роливзрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.).Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только запределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к её использованиюпо назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужнойинформации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.
22 июля 2019 в 11:41
Прикреплённые файлы:Документ: Влияние гаджетов Описание файла:Файл называется: ganzhet_btkqm.docx Это официальный файл организации «детский сад № 14 г. Сердобска, группа «Рябинка»», в нём содержится Влияние гаджетов. Размер файла: 0,06 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.